среда, 25 августа 2010 г.

Дети делают нас лучше

Я не уверен, что все дети планеты обязательно делают лучше своих родителей, но из того, что я вижу вокруг, я точно могу сделать именно такой вывод.

В универе у нас был курс психологии, совсем короткий курс, возможно только один семестр, ну максимум, два семестра. Точно уже не могу вспомнить, как часто проходили у нас эти занятия, и чему нас там учили... Но я очень хорошо запомнил преподавателя - это был майор, а это сразу уже говорит о том, что он был, во-первых, мужчина, а во-вторых, ему было тридцать с "хвостиком". То есть он был такой уже не молодой, но еще далеко не старый. Прямо как Карлсон - в самом расцвете сил.

Он принципиально отличался от всех остальных офицеров-преподавателей своей исключительной вменяемостью. То есть он был нормальным человеком. А это была большая редкость среди преподавательского состава ВУМО в целом, а среди преподавателей-офицеров, так и вообще, чем-то нереальным. И все же он был, и он был нормальным.

В чем заключалась его нормальность, вменяемость и адекватность? Да просто он не хотел, не испытывал ни малейшего желания, даже намека не было на то, что он хочет нас оскорбить, унизить, поставить на место, отправить в наряд, на гауптвахту, заставить шесть раз пересдавать зачет по его предмету, или хотя бы просто громко матом наорать на нас всех, или кого-то из нас в отдельности.

Дело в том, что всем остальным офицерам хотелось именно этого. Кому-то больше, кому-то меньше, но самоутвердиться за счет курсантов хотелось всем. Проблема состояла в том, что конфликт был у офицеров внутренний, и проблемы с самооценкой шли от самого образа жизни, от особенностей службы в российской армии и их личной офицерской материальной необеспеченности, и поэтому ни один из офицеров не мог никогда накричаться вдоволь на курсантов, а потом сказать: "Ну все, вот теперь я доволен, вот теперь, я могу жить жизнью правильного человека!" Нет! Они каждый день, каждый час и каждую минуту испытывали "жажду мести". Это как в фильмах про зомби: чтобы не делали главные герои, куда бы они ни убегали, как бы ни прятались, чем бы не заколачивали двери и окна, зомби все равно лезли бы и лезли со всех щелей, отдирая приколоченные доски и продираясь к своим жертвам.

А этот препод был не таким, он был другим. И это заставляло к нему прислушиваться. Ведь если он не "зомби", значит он плохого нам не хочет, значит дело говорит. А дело он не только говорил, но и делал. Помимо преподавания психологии, он очень увлекался военной историей и историей военной техники, писал и издавал красочные книги по истории оружия и еще что-то в этом роде. Сам я этих книг не читал, но в руках держал, и из этого сделал вывод, что на жизнь себе он зарабатывает не взятками за экзамены, как все остальные преподы-офицеры, а своей головой и творчеством, что еще добавило ему веса в моих глазах.

Итак, три вещи которым научил меня этот препод: (ну не только меня, там в аудитории было еще человек шестьдесят):
1. Военные должны быть такими, какие они и так есть.
2. Бойтесь женщин в красном
3. Не бывает плохих и хороших людей, бывают обстоятельства.

Теперь по-порядку.

То, что он не такой как другие офицеры, заметил не только я, и кто-то на занятии его спросил об этом, мол, почему военные такие? Он же психолог, да еще и адекватный, почему не спросить! И он нам очень подробно все объяснил, на очень ярком примере. Представьте, сказал он, что в бой идет не рота солдат, а рота литературных критиков... Вот взорвалась граната, и перед глазами литературного критика пролетела оторванная нога другого литературного критика. Ну а что этот литературный критик? - "Ах, ох!" - и в обморок. А в обморок нельзя - воевать надо. А как должен повести себя настоящий военный? Он должен сказать: "Эй, братишка, гля, нога полетела!" и в бой! мочить врага за ногу, за родину! То есть военный должен быть грубым, резким, жестоким. Так что получалось, что это не военные были неправильные вокруг нас, а мы курсанты-переводчики были неправильными среди военных. Потом-то жизнь расставила все на свои места, и сейчас 9 из 10 тогдашних курсантов уже давно не военные, но тогда это противостояние между детьми из интеллигентных семей и "казармой" было очень утомительным.

Что касается женщин в красном, то он просто так и сказал: "Бойтесь женщин в красном!" и все. Никак не объяснил. Сказал: "Доверьтесь моему жизненному опыту." И мы доверились, потому, что в принципе ему доверяли, поверили и на этот раз.

А теперь самое главное. Не бывает плохих и хороших людей, бывают обстоятельства. Это его высказывание, помню, вызвало много споров, все начали приводить разные примеры, но он все примеры разворачивал так, что выходило, действительно, один и тот же человек в одних обстоятельствах может быть хорошим, а в других очень плохим. И мы на кого-то можем думать, что вот это, точно хороший человек, а он хороший, потому что просто пока еще не попадал в обстоятельства, когда хочешь-не хочешь стал бы плохим. Например, работал человек на тракторе, ну выпивал не много, но человек был хороший, работящий, дружелюбный. А через 10 лет стал чиновником на местном уровне, взятки берет, вопросы населения не решает. И все про него: "вот, негодяй, казнокрад". А там может от него-то и не зависит особо ничего, сама система так построена, а если ты в систему не впишешься, то уже и место потеряешь. А у него, например, четверо детей, и на своем тракторе он не мог их всех хорошо прокормить, а на взятках, может. И получается, что для своей семьи он хороший - они в новый дом переехали, и у каждого детенка велосипед и приставка "Денди", а для всех остальных взяточник и негодяй. Ну и таких примеров миллион, в общем-то, суть остается прежней. Не бывает плохих и хороших людей, бывают обстоятельства.

Так вот наличие детей в семье - это тоже обстоятельство. И я заметил, что люди в присутствии детей, может и не все люди, но большинство, стараются быть/казаться лучше, чем они были бы, если бы детей в этот момент рядом не было.

Например, человек ругается матом, а при детях старается этого не делать. Рядом с детьми люди стараются не курить и не пить алкоголь, рядом с детьми люди чаще улыбаются, когда общаются. Не всегда, конечно,  и не везде. Может это мне так кажется из-за того, что мы в Чехии живем, а в России в это время и пьют, и курят, и матом ругаются при детях, но все равно где бы там ни было, при детях - мы становимся лучше!


Софья вообще родилась вовремя. Дети, наверное, нужны для того и тогда, когда в принципе все в этом мире и в этой жизни уже сделало несколько оборотов и ты начинаешь узнавать ситуации, в которых бывал не раз, типажи людей с которыми встречался, все что раньше давало драйв и адреналин, теперь едва ли вызывает ухмылку.  От американских горок ни страшно, ни весело, а просто скучно.

И в этот момент БАЦ! у тебя рождается ребенок. Все счетчики сбрасываются на ноль и тебе снова все интересно: как летят семяна с одуванчка, когда на него подуешь... как карандаш рисует, как он катится по столу, как падает на пол, как вода из под крана льется на руку и, обтекая ее, падает в ванну, как идут пузырики из пластмассовой игрушки, которую опустили в воду, какое бывает молоко горячее или наоборот холодное, все это ты ощущаещь, когда начинаешь смотреть на этот мир вместе со своим ребенком, его глазами... и тогда снова интересно и весело! И тогда ты становишься много лучше, чем был, когда твоего ребенка еще не было...

А еще ты можешь летать, и не понарошку, а понастоящему!! Когда я подбрасываю Соньку высоко над головой, то она по-настоящему в этот момент летает. и может, увидев пролетающий самолет, сказать: "тока не высоко, там самоет, йитит". Это смешит меня и я улыбаюсь, и мне весело, и... я становлюсь лучше!


Альбом: ПРОГУЛКИ

1 комментарий:

  1. Такой жизненный пост и местами даже печально-оздоровительный. Вспомнился Универ и психология, у нас тоже этот майор вел, хороший мужик...и про обстоятельства очень верно он сказал!

    ОтветитьУдалить